УЧЕНИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА ОБ ОПРАВДАНИИ

Васильев М.А.

 

(Источник: www.bogoslov.ru/bogoslov/publication/vasiliev_170504.html )

 

Учение апостола Павла об оправдании, выраженное, главным образом, в главах 1-3 Послания к Римлянам и главах 3-4 Послания к Галатам, занимает чрезвычайно важное место в духовной жизни каждого христианина. Это не просто учение о каком-то отвлеченном понятии, а необходимое условие духовного возрастания и, в конечном счете, спасения.

Евангельское благовестие, как и все Божественное Откровение, цельно и неделимо. Поэтому мы можем выделять то или иное учение только в целях учебных, понимая всю ущербность такого подхода.

Рассмотрим само понятие оправдания, параллельные и противоположные понятия, виды оправдания по Посланиям, и попытаемся сделать выводы об их взаимосвязи и значении для нравственной жизни христианина.

 

Понятие оправдания в античности и в Новом Завете,

его виды, параллельные и противоположные понятия

 

«Оправдание – слово, использующееся в Священном Писании для обозначения, что во Христе мы прощены и действительно стали праведны. Оправдание не есть ни однократное, однажды навсегда совершенное Божие действие, гарантирующее нам вечное спасение, без значения насколько достойную жизнь прожил человек после него (как думают протестанты – М. В.), ни юридическая декларация, которой грешник объявляется праведником (католический взгляд – М. В.). Это живая, динамичная, ежедневная реальность для того, кто следует за Христом (перевод с болгарского – М. В.)» [2].

Согласно с этим определяет оправдание прот. Григорий Дьяченко: «Оправданiе – … отпущение грехов. (Рим. 5.18). … Оправдания – постановления о Богом данных средствах к оправданию и очищению грешного человека, каковы все постановления о богослужении, о жертвах и проч. (3 Цар. II, 3)» [3, 385].

Уже из этих определений видно, насколько важно это понятие, как догматическое и нравственное, и какие изменения произошли в его смысле при перенесении его в терминологию Нового Завета – от законодательного и юридического термина, несущего в себе оттенок наказания, до чрезвычайно высокого догматического принципа восстановления падшего человека в его первозданном достоинстве.

 

Этимологическое замечание

 

Очевидно, что праведность происходит от корня «прав». В церковно-славянском и в некоторых современных славянских языках этот корень означает весьма добрые качества. Например, в болгарском «прав – прямой, ровный, … перен. прямой, честный, справедливый» [4, 462].

Само слово «оправдание» может пониматься двояко:

Действие оправдания себя перед другим. Это ни что иное, как самооправдание, не могущее быть благим, поскольку исходит от человека, поврежденного грехом, и потому являющееся не истинным.

Оправдание другого. Оправдывать другого может человек, сознающий свою немощь, и потому носящий тяготы другого и тако исполняющий закон Христов (Гал. 6.2). Высшим же проявлением такого оправдания является оправдание человека Богом. Именно к такому виду оправдания приходит апостол в своих посланиях.

Теперь, чтобы увидеть, как понимает оправдание апостол Павел, рассмотрим некоторые понятия, постоянно ему сопутствующие. Разделим их на две группы: параллельные понятия и понятия противоположные.

 

Параллельные понятия

 

К параллельным следует отнести понятия положительные, каковы: святость, правда Божия, праведность, спасение, усыновление. Все они имеют основание в Божественном бытии и проявляются в жизни человека как духовные дары.

 

Святость

 

«Святость – отличительное свойство Божества, поэтому в Писании Бог нередко именуется именем Святой (Исх. 31.13; Евр. 2, 11). Святыми мы называем тех, кто стал причастником Божественной благодати и освящения. Свято все, что исходит от Бога или служит Ему: свято имя Его, слово и закон Его, святы пути, престол, храм и подножие ног Его, святы Апостолы, пророки и Ангелы Его и т. д.» [5, 92].

От Бога святость как дар становится свойством верующих. Апостол так и приветствует римскую общину (Рим. 1.7). Но этот дар одновременно является плодом жизни во Христе: «ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная» (Рим. 6.22). 

 

Правда Божия

 

«Правда Божия является следствием свойства святости; поскольку Бог свят, то Он требует святости, или совершенства, от Своего творения, а для достижения этого совершенства дается нравственный закон, ведущий исполняющих его к святости. При этом исполнение закона награждается, а нарушение наказывается.

В правде Божией можно различать два действия – правду законодательную и правду мздовоздаятельную. … Законодательное действие правды Божией выражается в том, что Бог даровал человеку, во-первых, естественный закон (Рим. 2.14-15). … Но Бог не только дает человеку нравственный закон, Он еще и производит над человеком суд в зависимости от того, как он исполняет этот закон. … В Священном Писании правда Божия имеет энергийный характер, т. е. правда может пониматься как сила, которая помогает человеку достичь совершенства, осуществить правду Божию» [6, 102-103].

 

Праведность

 

В правде Божией берет свое начало праведность. Праведность есть свойство человека, живущего по правде Божией. Первый и совершенный Праведник – Господь наш Иисус Христос. Он есть истинный источник всякой праведности.

 

Спасение

 

«Совокупность благодатных действий Бога, как Спасителя людей от греха, проклятия и смерти (искупление со всеми его предварительными действиями и со всеми его последствиями) называется божественным домостроительством … человеческого спасения» [7, 1874]. По отношению к этим действиям человек, с одной стороны, является пассивным, поскольку действует Бог, но, с другой стороны, спасение есть активное действие человека, просящего Бога: «прииди и вселися в ны» и разрешающего Богу действовать в нем.

 

Усыновление

 

Предваряет спасение, а вернее, неразлучно с ним усыновление. Усыновление есть наречение грешника сыном Божиим, которое совершается по неизреченной благости Бога к своему творению, который «так возлюбил … мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3.16). Учение об усыновлении тесно связано с учением об оправдании и изложено в последующих главах тех же Посланий.

 

Противоположные понятия

 

К противоположным относятся понятия в основном отрицательные: неправедность, суд, осуждение.

 

Неправедность, неправда

 

Как правда в совершенной степени присуща только Богу, так неправда, неправедность присуща в крайней степени диаволу и аггелам его, а после грехопадения и человеку, но в гораздо меньшей степени и с возможностью покаяться, пока человек жив. Сама же возможность существования неправды заключается в грехопадении. Понятие неправды тождественно понятию греха в том, что оно, как и грех, есть зло, но различно в том, что неправда есть некое греховное, деструктивное внутреннее устроение, а грех есть единичный акт. Повреждение природы человека вследствие грехопадения и, как следствие, неправедность влекут за собой суд.

 

Суд

 

У неправедного искажается и помрачается ум и весь душевный состав, хотя при этом остается понятие о грядущем суде: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы … Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти» (Рим. 1.28-29). «Поистине есть суд Божий на делающих такие дела» (Рим. 2.2).

Примечательно, что в церковно-славянском присутствуют омонимы сyдъ [3, 686] (в болгарском языке «съд» [4, 479]), означающие суд в современном нам значении (производное «судьба») и сосуд (отсюда слова «судок», «судно» и т. д.). Из этого попробуем сделать вывод о том, что суд производится по тому, что человек накопил за свою жизнь, сложил в свой сосуд: «В чем застану, в том и сужу». «От словес своих оправдишися, и от словес своих осудишися» (Мф. 12, 37). Но это лишь частное мнение, не претендующее на истинность.

 

Осуждение

 

Полной противоположностью оправдания является понятие осуждения, происходящего от неправедности вследствие суда: «От словес своих оправдишися, и от словес своих осудишися» (Мф. 12, 37). «Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» (Рим. 5.18).

 

Виды оправдания по Посланиям апостола Павла к Римлянам и Галатам:

Оправдание по закону (делами закона).

Оправдание по вере.

Оправдание по делам.

Попытаемся разобрать, как понимает их апостол, и их взаимоотношения.

Для начала следует заметить, что изложение догматических частей рассматриваемых Посланий носит полемический характер с воображаемым иудействующим оппонентом. Как отметил архим. Ианнуарий на лекции в Свято-Тихоновском институте, в Синодальном переводе, к сожалению, явно этот диалог не прослеживается из-за отсутствия выделения прямой речи. Сама догматическая часть Посланий является ответом на появившиеся уже в апостольское время первые ереси.

 

Оправдание по закону

 

«Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся» (Рим. 2.12) – говорит апостол. Следовательно, закон сам по себе является благом, поскольку нарушение его влечет за собой осуждение. 

Митрополит Киевский Иларион говорит: «Сперва Он указал путь племени Авраамову Законом на скрижалях, … положил Закон на предуготовление истине и Благодати» [8, 30-31]. То есть закон является предуготовлением благодати. Сразу же апостол ставит перед своим воображаемым оппонентом вопрос о возможности оправдания законом, вернее делами закона, прежде всего обрезанием.

Возможно ли таковое оправдание?

В Рим. 3.20 прямо говорится, что делами закона не будет оправдана никакая плоть, ибо через закон – познание греха. Иудеи, будучи уверены в спасительности обрезания, жертв, обрядовых установлений, отрицали универсализм спасения, верили в свою богоизбранность и, следовательно, в праведность как однажды и навсегда данную реальность независимо от образа жизни. Апостол прямо обличает ложность такого упования примером Авраама, которому еще до закона вера была вменена в праведность (Рим. 4.9-13).

Здесь опять наблюдается мнимое противоречие: закон есть благо, данное благим Богом, но исполнить его в полном объеме нельзя и, потому, в любом случае, человек подвергается осуждению, ибо нарушение одной заповеди есть нарушение всего закона. 

Отсюда исходит весьма неприятное для иудеев положение: иудеи, имеющие преимущество спасения, так как им вверено слово Божие, первыми же осуждаются как не исполнители закона.

Итак, оправдание по закону невозможно: «Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай» (Рим. 7.7). Закон лишь индикатор, лакмус, он как бы врач, который ставит диагноз, но не лечит. Оправдание возможно лишь по вере.

 

Оправдание по вере

 

Вера освобождает нас от власти закона и ниспосылает благодать. Но какая вера? И иудеи веруют в свою этническую богоизбранность, и протестанты веруют, что, уверовав во Христа, им обеспечено место в раю, «и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2.19), «однако же не надеются и не любят. Точнее, они страшатся, когда верят в приближение того, что мы любим и на что надеемся» (Блж. Августин. Энхиридион, гл.8) [цит. по 9]. «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2.16).

Но достаточно ли только веры? Нет ли еще условия, необходимого для спасения? Есть, причем такое, без которого вера есть лишь психическое состояние, а не принцип жизни, ведущий в Царство Небесное. Это – дела веры.

 

Оправдание по делам

 

Опять мы наблюдаем парадокс: «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2.26). Только что апостол Павел говорил о невозможности спасения делами закона, а теперь Иаков говорит о необходимости дел.

«Пелагиане ссылались на этот отрывок, чтобы доказать, что человек спасается личными усилиями, а критики ехидно вопрошали, может ли быть Божиим откровением книга, содержащая такие взаимоисключающие утверждения, как Иак. 2:24 и Рим. 3:28. Между тем мы не увидим никакого противоречия, если определим, в каком значении тот и другой Апостол используют слово «вера». Совпадает ли вера, которую проповедует Павел, с верой того «неосновательного человека», которого обличает Иаков? Очевидно, нет. Вера в понимании ап. Павла — это уверенность в Божиих обетованиях; вера «неосновательного человека» — это согласие с некоторыми истинами о Боге» [9].

Вера лишь тогда спасительна, когда она сочетается с делами веры во Христа, с жертвенным отвержением себя, с очищением этим отвержением своей души. Высшее же из этих дел – любовь. В 12 главе Послания к Римлянам, в практической части Послания апостол перечисляет, как надо творить дела веры: «Как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, - в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;  в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.  Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.  Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.  Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12. 6-21).

Итак, вера освобождает от уз закона, но сама же она является делами веры. С другой стороны, невозможно делать эти дела только личными усилиями. Это возможно только с помощью Божией, дающей силы и возможности их совершения, только в синергии с благодатью, ниспосылаемой опять же по вере. Таким образом, образуется круг, имеющий, в отличие от геометрической фигуры, начало и конец. Начало же и конец его – Сам Бог.

 

Заключение

 

Исходя из всего выше сказанного, можно составить следующую схему.

Состояние человечества до грехопадения проистекает из правды Божией.

Злоба диавола склонила человека ко греху, в результате которого повредилась природа человека.

Состояние по грехопадении возможно в двух видах нравственного устроения: праведность и неправедность.

Праведность имеет своим основанием:

Дела закона, которые сами по себе не являются спасительными, закон лишь проявляет грех.

Веру, которая освобождает человека от ига закона и дает упование в оправдании перед Богом и спасении.

Дела веры, являющие саму веру и делающие ее совершенной.

Вследствие грехопадения и по непреложности правды Божией происходит суд, на котором, в зависимости от прожитой жизни, от содержания сосуда жизни человека, происходит осуждение или оправдание.

Оправдание влечет за собой усыновление верующих Богу. Учение об усыновлении изложено так же в Посланиях к Римлянам и Галатам и является органическим продолжением рассматриваемого нами учения об оправдании.

Конечно, любая схематизация и систематизация грешит неполнотой и несовершенством, особенно в деле постижения евангельского благовестия, о чем было сказано еще во введении.

Но, все же, представляется, что рассмотренные понятия являются не просто отвлеченными истинами, но и реалиями духовной жизни.

Только держась истинной веры, творя ее дела, уповая на милость Божию, можно достигнуть праведности, получить оправдание, стать сыном Божиим и получить спасение, услышав слова Господа: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25.34).

 

 

 

Библиография:

 

1. Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. М. 1991. Репринт издания 1899 г.

2. Православен речник. www.pravoslavieto.com/2/rechnik.htm.

3. Дьяченко Григорий, протоиерей. Полный церковно-славянский словарь. М. 1993. Репринт издания 1900 г.

4. Пашов Петр, Пырвев Христо, Радева Василка. Болгарский язык. София, 1989.

5. Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит, Исайя (Белов), архимандрит. Догматическое богословие. Курс лекций. Св.-Троицкая Сергиева Лавра. 1994.

6. Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. М. 1997.

7. Полный Православный богословский энциклопедический словарь. «Возрождение», М. 1992. Репринтное издание.

8. Иларион, митрополит. Слово о законе и благодати. М. 1994.

9. Сергей Худиев. Об уверенности в спасении. www.ccel.org\contrib\ru\Other\Hudiev\On_assur.html

 

 

 

 

Используются технологии uCoz